Речевые нарушения у детей и как их избежать. Большой разговор с логопедом
Какие причины вызывают речевые нарушения? Чем они чреваты? И может ли быть так, что уже поздно принимать меры? Об этом мы поговорили с логопедом Александрой Высоцкой.
В каком возрасте может нарушиться речь?
Самый важный период для развития речи — от года до трех лет. За это время речь зарождается, формируется и уже становится целым психическим процессом, который будет улучшаться со временем и всегда будет показателем нашего развития.
Речь может нарушаться в любом возрасте. И по-разному влиять на все развитие человека.
Разные стороны речи развиваются в определенном возрасте, а точнее, в определенном возрастном периоде:
- ранний возраст (от года до трех лет)
- дошкольный возраст (от трех до шести-семи лет)
- младший школьный возраст — (от 7 до 10-11 лет)
Как развивается речь ребенка в разном возрасте?
Первый год жизни малыша — это период познания нашего мира через ощущения. Малыш учится слушать, смотреть, трогать, нюхать, то есть знакомится с миром.
Речь для него пока еще не имеет определенного смысла. Скорее он будет реагировать на голоса, учиться их различать, обращает внимание на интонацию. Так что к году большого количества слов от ребенка ждать точно не стоит. Но он говорит! Использует для этого звуки и слоги.
После года ребенок способен произносить простые слова и придавать им смысл: каша, тетя, мама.
Ближе к двум годам эти простые слова подружатся с глаголами (слова-действия) и станут фразой. Для нас, взрослых, это самое долгожданное событие, потому что мы общаемся предложениями. Точнее, мы выражаем свои мысли не отдельными словами, а высказываниями из нескольких слов. Но при этом мы не говорим литературным языком, мы говорим просто. Поэтому и от детей не нужно ждать уже в два года супер развернутого высказывания.
К трем годам словарный запас ребенка будет наполнен словами разных частей речи, он учится активно их применять, согласовывать друг с другом и потом «подключается» грамматика, то есть умение изменять и образовывать слова, а не говорить шаблонами. Не «Мама, дай кашА», а «Мама, дай кашУ».
То есть до 3 лет речь малыша формируется от простых подражаний, от простых звуков и слогов без смысловой нагрузки к простой фразе, направленной на кого-либо, имеющей смысл.
Важно — смысл и направленность речи, а не огромное количество слов.
Примерно с трех и до 4-4,5 лет активно развивается грамматика.
Далее, когда высказывание ребенка приближено к нашему привычному варианту (как говорят взрослые), речь как будто «чистится», то есть мы уточняем, как правильно произносятся звуки нашей речи, как мы согласовываем слова в предложении.
Какие речевые нарушения встречаются в детском возрасте?
В раннем возрасте (1-3 года) мы можем говорить о задержке речевого развития, то есть ребенок начинает говорить позже, чем рекомендовано по нормам. Позже, а не «не правильно».
Например, ребенок до года произносит отдельные звуки, слоги, подражает взрослым (повторяет за ним: па па па, та та та), но пока еще отдельных слов еще нет. Или ребенок в три года использует в своей речи только простые фразы из двух слов: «Дай сок». Расширить свою фразу ему пока трудно. Это будет задержкой речевого развития.
В дошкольном возрасте (3-7 лет), когда предполагается, что речь ребенка уже сформирована, то есть он говорит предложениями, термин задержка уже не применяется! Речь сформирована. Теперь она развивается дальше, но основная база уже есть. После трех лет мы будем говорить как раз о нарушениях речи.
А это могут быть:
- нарушения грамматики;
- нарушения произношения;
- нарушения темпа-ритма речи;
В логопедии нарушенные стороны речи, которые указаны выше, могут встречаться отдельно, могут вместе, и будут объединены в дислалию, дизартрию, алалию, общее недоразвитие речи. Для родителей такие слова звучат устрашающе, как настоящие диагнозы.
Но! Диагнозы ставят врачи. Логопед — педагог! Он ставит логопедические заключения о состоянии развития речи вашего ребенка. И обязан не только указать эти самые непонятные слова, но и разъяснить, что именно нарушено, какие стороны речи не соответствуют возрасту.
Сначала устная речь, затем — письменная!
Также стоит подчеркнуть, что в раннем и дошкольном возрасте можно установить только нарушения устной речи.
Такие речевые нарушения, как дислексия и дисграфия, диагностируются в школьном возрасте (7-13 лет), когда идет активное развитие письменной речи.
Почему возникают речевые нарушения?
Речь — это показатель правильного развития ребенка. Чтобы ребенок заговорил, нужна база: физическое и психическое здоровье, состояние нервной системы, окружающий ребенка социум, бытовые условия.
Фразы из серии «не говорит, потому что папа тоже не говорил» очень туманны и не информативны.
На развитие речи влияет много факторов: и экология, и социальное окружение, и наследственность, и то, как протекала беременность и проходили роды.
Основные причины можно разделить на следующие группы:
- органические — поражение головного мозга, органов артикуляции, дыхания, зрения, слуха;
- функциональные — неполадки в работе нервной системы;
- психологические — как развиваются познавательные процессы (память, внимание, мышление), каковы особенности поведения;
- социальные — особенности быта и воспитания, обстановка в семье, в детском саду. Проще говоря, влияние близких на развитие ребенка;
Чтобы найти причины речевого нарушения и сформулировать правильное логопедическое заключение, как правило, нужна консультация не только логопеда, но и невролога, психолога, а также узких специалистов (лор-врача, окулиста, ортопеда, стоматолога и других).
В каких ситуациях необходима консультация логопеда?
Сегодня процент неговорящих детей очень велик. И при этом по медицинским показателям ребенок может быть совершенно здоров. Это глобальный вопрос, связанный, на мой взгляд, с изменением такой потребности и функции как общение.
Когда ребенок вместо того, чтобы общаться со своими родителями, постоянно сидит в гаджетах, у него нет самого главного для развития речи — мотива, желания говорить.
Стоит обращаться к логопеду и другим специалистам в любом возрасте. Имея представления о развитии речи, родители уже могут оценить, как говорит их ребенок: много, мало, достаточно. Родителям, если они внимательны, виднее, как развивается их ребенок. Специалисты, в свою очередь, вовремя информируют, направляют, а потом, если нужно, помогают.
Если вас что-либо настораживает, даже самую малость, стоит обратиться к специалистам.
Избегайте тех, кто советует «подождать — перерастет».
Глубочайшее заблуждение считать, что речь появляется сама по себе и ничего для этого делать не нужно. Это не так. Или что ребенок может молчать до трех лет и это нормально. Думаю, выше изложенная информация доказывает, что это НЕ нормально.
Что считается вариантом нормы?
Вариантом нормы считается то, что еще находится на стадии формирования:
- не произносить звук «ш» в три года — возрастная норма, потому что язык ребенка еще не готов к произнесению данного звука;
- не произносить звук «р» в четыре года — по той же причине;
- путать звуки «с» и «ш» («Саса», «сарик» вместо Саша, шарик) до пяти лет — умение различать звуки еще формируется, плюс эти звуки считаются сложными. В четыре года лучше обратить внимание на такие пары звуков, как: «К-Т», «Г-К», «М-Н», то есть научиться различать более простые звуки, чтобы это умение применить к новым парам;
- не использовать в два года развернутые предложения.
Какие могут быть последствия, если вовремя не принять меры?
Любые, не скорректированные вовремя нарушения устной речи будут приводить к будущим или уже действующим нарушениям в чтении и письме.
Например, из-за остаточных нарушений в произношении звуков и/или из-за недоразвития других сторон речи у ребенка могут быть нарушения в чтении (дислексия) и/или в письме (дисграфия).
Если вернуться в ранний возраст, то картина может сложиться такая:
- ребенок заговорил намного позже сверстников;
- активная речь появилась в тот период времени, когда должны развиваться грамматическая сторона речи, правильное произношение сложных звуков (свистящие, шипящие, сонорные);
- на изучение более сложного материала (подготовка к школе) остается очень мало времени либо новый материал будет усваиваться медленно и трудно. Иначе говоря, ребенок будет отставать в том или ином материале.
Для этого и существует коррекция нарушений в развитии, чтобы помочь усвоить материал и усвоить его в краткие сроки.
Можно ли сказать, что момент упущен?
«Упущен», на мой взгляд, можно сказать в случае полного безразличия к каким-либо проблемам в развитии и нежелании их исправлять, а также нежелании улучшать свои умения.
Речевые нарушения, связанные с пониманием речи, использованием речи (говорением), исправлять необходимо как можно раньше! Самое активное формирование речи происходит до трех лет. Значит, после трех нагрузка на нервную систему ребенка будет вдвое больше: формирование того, что пропущено (условно) и новых возрастных умений.
Что касается таких сторон речи, как темп, ритм, звукопроизношение — их мы можем корректировать в любом возрасте, и вполне успешно! Специалист также подскажет, в каком возрасте корректируются те или иные звуки, что для этого необходимо.
Что нужно делать для профилактики логопедических проблем?
Чтобы речь ребенка развивалась правильно, грамотно и вовремя, нужно:
- Заниматься развитием речи с первых дней жизни малыша! Общаться с ним. И общаться не однотипными фразами, решая только бытовые вопросы «поел — не поел», а с интересом, даже если первое время вы не получаете полноценную обратную связь. Именно так малыш и учится.
- Знакомить с этим миром ребенка, проговаривая свои действия, называя предметы вокруг.
- Вовлекать ребенка в свою деятельность (бытовые дела): подметать, вытирать пыль, убирать вещи в коробки, складывать еду, мыть фрукты.
- Во время игр отдавать предпочтения действиям: сыпать, перекладывать, насыпать, копать, нажимать. «Действие» — это будущие глаголы в речи.
- В раннем возрасте большее внимание уделять развитию двигательной сферы: ползание, ходьба, вставание, прыжки, горки, лестницы.
- Задавайте вопросы — это лучший стимул для активной речи. Отвечайте первое время на них сами, просто и четко. Это образец для малыша, как выглядит общение — диалог.
- В равном процентном соотношении уделяйте внимание основным сторонам развития: общая моторика, мелкая моторика, познавательные процессы, самообслуживание и бытовые моменты, эмоции, поведение. Не выделяя при это только что-то одно! Все перечисленное важно для развития речи.
- Не настаивать на постоянной речи. Мы не говорим 24/7. Малышу в целом нужно понять, когда мы говорим и зачем.
- Следить самим за своей речью, чтобы она была четкой, простой. Меняйте свой голос, интонацию, с которой говорите.
Сейчас очень много маркетинговых уловок в мире логопедии и в целом образовании дошкольников. Использование таких услуг ведет к тому, что, во-первых, имеющиеся речевые проблемы не исправляются, во-вторых, теряется время, в-третьих, могут появиться дополнительные нарушения как осложнение.
Поэтому нужно искать специалиста, а не услугу, которую вы нашли по рекламе в социальных сетях. Специалист проведет диагностику и на ее результатах составит план будущей работы (развитие, коррекция).
Например, логопедический массаж. Такая процедура есть. В логопедии она применяется далеко не при каждом речевом нарушении, подходит не для всех детей. Специалист решает: нужна такая процедура или нет, направит к другим специалистам. И, главное, специалист скажет, кто именно будет проводить массаж: логопед самостоятельно или массажист, ЛФК-специалист.
Подробные разъяснения помогают родителям разобраться и не тратить время на те процедуры, которые не приведут ни к какому результату. А для этого, опять же, нужно консультироваться со специалистами.
Когда учить ребенка читать?
Стоит запомнить следующее правило: «Не в свое время данная информация еще хуже, чем не данная вовсе». Конечно, это немного утрировано, но суть такова: в силу огромного количества информации отовсюду, мы даем ее своим детям не в том возрасте и не в том объеме.
В каждом возрасте нужно развивать определенные виды деятельности. Это связано с особенностями развития отделов головного мозга.
Например, в раннем возрасте ребенок познает мир путем манипуляции с предметами, в дошкольном — с помощью игры. Учебная же деятельность характерна только для школьного возраста.
За весь ранний возраст ребенку нужно получить очень многое: двигательное развитие (и оно на первом месте), сенсорный опыт, развитие всех анализаторов, умение подражать взрослому и так далее. Только когда детский мозг получит прочные связи от этих умений, получит базу для дальнейшего развития, тогда уже можно начинать давать новые знания.
Если занимать его в этот период буквами и цифрами, он будет перегружен!
И буквы, и цифры необходимы только после того, когда у ребенка устная речь будет сформирована и в ней будут только минимальные ошибками, а это после 4–5 лет.
Если в двухлетнем возрасте начинать учить ребенка буквам и цифрам — будут негативные последствия в будущем, например, трудности с чтением. Потому что в свое время мозг был занят усвоением не той информации.
Главные выводы о развитии речи
- Очень важный период для развития речи как функции общения — период от 0 до 3 лет. Это база для всего дальнейшего развития.
- Речь, если говорить просто, нужна нам для общения. Для выражения своих потребностей, желаний, для контакта с близкими и другими людьми, а только потом для изучения каких-либо предметов, подготовки к школе.
- Самый главный источник общения — мама. Только давая образец, ежедневно, легко и с большим количеством повторений, ребенок научится подражать и речь будет развиваться грамотно.
- Не стоит «бежать впереди поезда». Может быть, вы не увидите последствий сейчас, но они скажутся позже и у каждого ребенка в разном возрасте и в разных областях развития. Берегите нервную систему своего ребенка!
- Общайтесь с малышом просто, но с интересом! Как вы познакомите его с этим миром, так он и будет изучать его дальше.
- Не стесняйтесь консультироваться у специалистов по любым вопросам в любом возрасте ребенка. Специалист должен: увидеть, направить, посоветовать, помочь.