Содержание статьи
Скрыть
Показать
Чем опасна коронавирусная паника?
Хорошо, как не допустить и что делать?

В белорусских СМИ сейчас доминирует единственная тема, в социальных сетях вообще творится ад. Психиатры, которые общаются с «Талоном», рассказывают, что в Минске выросло количество записей в отделения, занимающиеся коррекцией стрессов.

Хотя пока рано говорить про доказанные закономерности, но врачам кажется, что тут есть связь с тревожными новостями про коронавирус и спецификой человеческих реакций.

Информационная истерия провоцирует панику, стресс, фобии, депрессии — как не сойти с ума от негатива?

Мы поговорили об этом с узкими специалистами-психотерапевтами.

Чем опасна коронавирусная паника?

Паника — это такой вид подавляющего страха, который отключает в мозге рациональность. Все те фото с километрами туалетной бумаги в одном багажнике — это иллюстрация легкой формы такой иррациональности, когда выбор «бей или беги» трансформируется в «покупай или умри», но это мы с шуткой.

На самом деле, страх — это нормальная реакция на потенциально опасные события, эволюционный механизм, который сохранил человека как вид и продолжает нас беречь.

Механика тут такая — когда какой-то раздражитель воспринимается мозгом как опасность, гипоталамус посылает сигнал к органам, вырабатывающим гормоны страха и стресса: адреналин, норадреналин, кортизол и др. Они увеличивают ЧСС, ослабляют ненужную в этот момент мускулатуру, снижают в мышцах расход глюкозы, повышают давление.

Но это хорошо, только когда есть реальная необходимость мобилизации.

Когда же угрожающей ситуации нет — вы дома в самоизоляции, например, и читаете телеграмм-каналы про COVID-19, про смерти от удушья, волнуетесь и стрессуете, то вырабатывающиеся при этом «гормоны страха» превращаются во что-то вроде яда.

Холостая утечка адреналина держит давление повышенным, вплоть до развития артериальной гипертензии, кортизол подавляет серотонин и дофамин —              «гормоны счастья», — и ведет к депрессии, из-за изменения алгоритмов распределения глюкозы могут проявляться эндокринные проблемы.

Возможный список кардиологических осложнений, особенно для немолодых людей, довольно длинный, с тахикардии всё только начинается.

«Повышенный уровень нейромедиаторов стресса снижает и иммунный ответ. Волнуясь, вы увеличиваете вероятность заболеть и разговор не только про коронавирус, болезней много», — добавляет один из наших консультантов.

Могут появиться проблемы и с головой.

«Если уже были психические расстройства, то они могут обостриться, если есть склонность — могут проявиться, а сам страх может стать патологическим, превратившись в условную “коронафобию” с сопутствующими, например, паническими атаками, которые потребуют коррекции», — говорит нам психиатр.

Кризисный психолог Инга Коршунова добавляет, что на примере ее клиентов видно, что те, у кого уже были подавленные состояния, возвращаются снова.

Кризисный психолог Инга Коршунова«На примере своих клиентов я вижу, что население реагирует на коронавирус достаточно тревожно, всплывают забытые проблемы и появляются новые в связи с обстоятельствами — мы вынуждены больше времени проводить в семье и обсуждать отнюдь не позитивные новости. Те же дети не ходят в школу уже третью неделю, родители раньше никогда не проводили с ними столько времени, они сталкиваются и с их волнением, к этому добавляются переживания коллег, собственных родителей — стресс умножается», — говорит Коршунова.

Хорошо, как не допустить и что делать?

Вот тут, говорят медики, нужно правильно диагностировать причину стрессов.

Как правило, люди черпают информацию из СМИ, а теперь их логика — притянуть внимание самыми гротескными случаями, громкими заголовками и историями, которые вызывают сильный эмоциональный отклик.

Чтение похожих один на одного трагических сюжетов может создать когнитивное искажение, когда человек частную историю возводит в правило и начинает думать: «все остальные тоже умрут», «пневмония — обязательно тяжелое течение».

Тут, говорят специалисты, достаточно поговорить с человеком, который сохранил холодный ум. В реальности ведь тяжелое течение коронавирусной пневмонии — это редкость, смертность — еще большая редкость.

«Есть хорошие приемы когнитивной психотерапии. Например, представить и “прожить” самый худший сценарий из своих страхов, ведь человека может волновать не что-то конкретное, а совокупность каких-то абстрактных пугающих образов.. Поэтому — конкретизируйте, просчитайте, что и как может происходить, “прожив” раз, человек, как правило, начинает относиться к воображаемой проблеме проще. Второе, исходите из реалий сегодняшнего дня — вы и ваши родные в порядке? Зачем тогда волноваться вот прямо сейчас?», — считает наш консультант и рекомендует на время эпидемии больше читать художественной литературы, ограничив просмотр новостных СМИ — «нужное вы и так услышите».

В случае, если источником паники служит ваш близкий человек, то нужно попробовать убедить его в том, что вы сами уже поняли, объяснить, что понятие самоизоляции включает в себя и информационную изоляцию, а то, что реально от вас зависит — это исполнение рекомендаций ВОЗ и Министерства здравоохранения о соблюдении гигиены.

Чтобы не стать голосом в паническом хоре специалисты рекомендуют воспринимать любую информацию с позиции рационального критика — в такой роли вы сможете сами найти гиперболизированные интерпретации, не отключите личную психику в пользу коллективного-бессознательного.

Если эти рекомендации не помогают и вы чувствуете, что не можете справиться с информационным стрессом, вам нужно не стесняться и обратиться к психотерапевту.

А посыл Инги Коршуновой в том, что хотя коронавирус — это и новая причина стресса для белорусов, но механизмы проявления и реакций на него остались те же самые, что и в прошлом. А в прошлом у каждого были причины для волнений. Нужно просто вспомнить, что помогало тогда, и перенести на новую ситуацию.

«У нас у всех есть базовые копинг-стратегии борьбы со стрессом, которые уже знакомы, — говорит Коршунова. — Например, если человек все обдумывает, справляется с помощью рационализации информации, то и тут нужно прибегнуть к анализу причинно-следственных связей, составить планы действий, успокоить себя этим.

Есть другие люди, у которых обостряются чувства, они на стресс реагируют слезами, криком — это нельзя подавлять, пусть поплачет. Есть те, кто справляется через деятельность: тут на время эпидемии нужно заняться ремонтом, например, грядками, придумать себе работу, творчество.

Сложнее всего тем, кто привык обращаться за помощью не к себе, а к кому-то. Тут тоже нельзя отказывать себе в возможности обсудить что-то или с друзьями, или со специалистами».

Теперь многие психологи бесплатно консультируют по отдельным дням онлайн, если причина обращения касается коронавируса.