Исследование Американской академии педиатрии утверждает, что современные дети проводят в гаджетах до семи часов в день. Похожая ситуация обстоит и в Европе. В России также проводили исследование по поводу воздействия интернета на подростков. Согласно его данным, около 26% опрошенных признали у себя признаки интернет-зависимости. О белорусской ситуации можно судить, например, исходя из данных опроса «Лаборатории Касперского»: так, у 57% белорусских детей в возрасте 7-9 лет уже есть собственный смартфон или планшет, а 23% детей в возрасте 7-18 лет проводят с гаджетами практически все свободное время.

Как распознать гаджетозависимость у своих детей и можно ли ее избежать — в этом «Талону» помогали разобраться врач-педиатр Андрей Дечко, а также психологи Янина Коновко, Галина Швец и Илона Стасюк.

Чем же опасно постоянное сидение в гаджетах?

Наш мозг состоит из огромного количества нервных клеток (нейронов). Его успешное функционирование подразумевает создание миллиардов связей между нейронами. И первые годы жизни человека, особенно до трех лет, значительно влияют на то, какие это будут связи, с какой структурой, что окажет огромное влияние на формирование будущей личности.

Если простыми словами: именно от года до трех лет закладывается будущая структура мозга (как анатомическая, так и функциональная). У нас формируются способности к обучению, социальному взаимодействию, концентрации внимания. Именно поэтому, считает педиатр Андрей Дечко, стоит исключить тесное взаимодействие с гаджетами хотя бы до трех лет.

«С телефонов, планшетов чаще всего демонстрируется контент с быстро меняющимися картинками. Мозг ребенка не готов еще это усвоить, и нейронные связи формируются совершенно по-другому. Уже доказано: чем раньше ребенок берет в руки телефон или планшет, тем выше вероятность синдрома СДВГ — синдрома дефицита внимания и гиперактивности. В русскоговорящем сегменте эту тему хорошо исследовал психотерапевт Андрей Курпатов, у него есть много исследований и книг по цифровой гигиене» — говорит Дечко.

Доктор признается, что часто родители, приходящие к нему на прием с детьми, в штыки воспринимают рекомендации ограничить времяпрепровождение малышей в телефонах и планшетах: мол, как современный ребенок может без всего этого полноценно развиваться?

«Но, по сути, многим мамам и папам гаджеты просто облегчают жизнь: можно дать в руки телефон и самому спокойно заниматься своими делами. Параллельно зависать в инстаграме том же. Ребенок становится удобным, но с ним надо заниматься: читать книги, сказки, собирать конструктор. Он должен понимать, что все это не менее интересно, чем позалипать в экран».

«Залипание» вредно не только с точки зрения влияния на нервную систему. Так, Андрей Дечко отмечает: по наблюдениям медсообщества, сейчас процент детей, идущих в очках в первый класс, куда выше, чем несколько десятилетий назад, и это в том числе связано с гаджетами.

«Мелкие изображения, моргающие элементы так или иначе сказываются на зрении, чаще всего приводя к ранней близорукости. Есть и еще один нюанс: чтобы глазное яблоко росло, ему необходим солнечный свет, а с гаджетами мы чаще взаимодействуем в помещениях. Именно поэтому в Сингапуре, например, многие занятия, уроки для детей проводятся на свежем воздухе. Нам же стоит делать все, чтобы ребенок чаще гулял на улице», — рекомендует медик.

Среди рисков для здоровья педиатр также отмечает нарушение осанки: сидение в позе «запятой», склонившись над экраном, может стать причиной развития сколиоза. Кроме того, дети, которым онлайн интереснее офлайна, меньше двигаются, что может привести к ожирению.

Что касается психологической составляющей, магистр психологических наук Илона Стасюк отмечает следующее: «Исходя из своей практики, чрезмерное использование гаджетов может спровоцировать тревожность, депрессию, агрессивность, привести к проблемам со сном.»

Также отмечено, что дети, чаще играющие в «живые» игры, в будущем демонстрируют лучшие результаты в творчестве, в сферах, где важно задействовать воображение.

«Гаджеты не дают нам заскучать, — добавляет детский психолог Галина Швец. — А скучание — очень полезная вещь. В этот момент мы можем сосредоточиться на своих настоящих желаниях, чувствах, понять, чего мы хотим. Но когда гаджет под рукой, думать ребенку даже не надо: он его быстренько хватает и заполняет внутреннюю пустоту играми, видео. Все это вместо того, чтобы сконцентрироваться на реальных потребностях своего организма».

Так значит, нужно спрятать телефоны и планшеты подальше?

Вовсе нет. Все специалисты против таких радикальных мер. Гаджеты приносят только пользу, если использовать из дозированно и с умом. Существует куча приложений, игр, которые помогают развивать внимание, мышление, способствуют изучению иностранных языков и др.

Касательно дозировок. До трех лет педиатры рекомендуют задействовать технику исключительно в аудио-режиме: ставить детям музыку, аудиосказки. Если и включать мультики, то только на большом экране на расстоянии 1,5-3 метров от глаз.

По количеству времени, которое можно проводить с телефоном в руках в разном возрасте, данные разнятся, но общая логика такова: чем меньше ребенок, тем меньше времени ему стоит разрешать проводить время подобным образом.

Начиная с 4-х до 6 лет, речь идет о 20-30 минутах в день (например, с развивающими мультиками). С 6 до 12 это может быть уже час-полтора. Детям постарше разрешается проводить в гаджетах от 2 до 2,5 часов в день в будни. Само собой, с перерывами каждые полчаса на физическую активность или хотя бы разминку для глаз. В выходные этот временной отрезок может чуть сдвигаться.

Психолог Центра успешных отношений Янина Коновко отмечает:

«Современный мир невозможен без гаджетов. Ребенку нужно в них ориентироваться, чтобы не выпасть из контекста. Когда другие дети во дворе или в школе будут обсуждать новую игру, видео из интернета, а ваш не сможет поддержать беседу просто потому, что вы совсем ограничили пользование гаджетами, он потеряет важные социальные контакты. Именно поэтому важно соблюдать баланс: не уходить во вседозволенность, когда речь идет о зависании в телефоне сутками напролет, но и не прятать гаджеты совсем».

Правда, даже если вы доверяете ребенку свой телефон или покупаете собственный, всегда стоит отслеживать контент, который он поглощает.

«Включив мультики на том же ютубе, в рекомендациях среди прочего может появиться такой мультик, как „Бабушка Гренни“, „Оно“, — предупреждает Янина Коновко. — Посмотрев подобные „страшилки“, ребенок может сильно впечатлиться. Детская психика не всегда в состоянии обработать такие сильные эмоции. Как следствие, психологам потом приходится отрабатывать детские страхи по отношению к монстрам из этих мультиков».

На помощь в данном случае приходят программы и приложения родительского контроля: на устройствах компании Apple они внедрены прямо в систему. Для андроидов же, например, можно скачать такое приложение, как Family Link. Все это поможет не только контролировать виды контента, но и ограничивать часы взаимодействия с гаджетом.

А ещё детям нужно объяснять, что достижения в играх, как правило, не имеют значения в реальном мире.

Как распознать зависимость, и что с этим делать?

Специалисты советуют обращать внимание на следующие маркеры:

  • ребенок агрессивно, трагично реагирует на любую просьбу и попытку ограничить время с гаджетами;
  • теряет социальную адаптивность: все общение происходит только в интернете, реальные друзья и увлечения интересуют мало;
  • падает успеваемость в школе;
  • ребенок не воспринимает родителей как авторитетов, отказывается от коммуникации с мамой и папой;
  • хроническая усталость, глаза краснеют, постоянно слезятся.

Если вы фиксируете хотя бы часть признаков из этого списка, стоит предпринимать меры. Но ни в коем случае не забирать у ребенка гаджеты сразу и навсегда. Ограничения, новые правила стоит вводить постепенно.

— Если вы забираете гаджет, сразу давайте что-то взамен, — советует Янина Коновко. — Ищите достойную альтернативу: кружки, секции, которые будут нравиться ребенку. Это может быть любое творчество, робототехника, изучение языков. Не бойтесь, если через какое-то время сын или дочь разочаруются в выбранном профиле: детство нам на то и дано, чтобы мы могли попробовать разные виды деятельности, «прощупать» свои способности. Ищите то, что заинтересует всерьез и надолго.

Психологи отмечают, что в данном случае большую роль играет личный пример родителя: если папа или мама лежат на диване с телефоном, а при этом настойчиво просят ребенка идти подышать свежим воздухе на улице, вряд ли он воспримет это как руководство к действию. Палочкой-выручалочкой тут должны стать совместные семейные традиции.

— Берите детей за руку и идите с ними на улицу. Купите мяч, ракетки, велосипед, самокат, заведите домашнее животное. Ходите вместе в походы, на рыбалку. Вы сами должны показывать, что реальная жизнь может быть куда ярче и насыщеннее виртуальной, — рекомендует Галина Швец. — И ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он долго сидел в телефоне или планшете. Критикуя, вы только взращиваете плохое поведение: ребенок будет еще больше уходить в себя и виртуальный мир, таким образом мстя вам. Вы сами изначально не установили правила «игры», поэтому стоит вводить их постепенно и аккуратно.

Одна из методик, которая может помочь в преодолении зависимости — помощь в планировании дня. Если составить ребенку график, четко расписав, когда ему стоит помочь по дому, когда нарисовать рисунок бабушке, а когда можно играть и смотреть мультики, то это сильно дисциплинирует.

В целом любую проблему проще предотвратить, чем потом с ней работать, поэтому с ранних лет стоит установить правила пользования гаджетами и показать, что за окном тоже много всего интересного и захватывающего.